Начало • Вверх

 

Путешествие по Онежскому оз. 11-29 июня 2006г.

Группа путешественников из Смоленска.

Сергей Карманов, командор похода и шкипер катамарана "Смола"

Походы: Ладога, реки Карелии, озера Смоленской обл., и др.

Владимир Бейнерович, боцман, штурман, матрос катамарана "Смола"

Походы: Ладога, реки Карелии, озера Смоленской обл., и др.

Василий Сергеев, шкипер, штурман, катамарана "Путник", автор этих мемуаров :-)

Походы: оз. Жижицкое Псковская обл., озера Смоленской обл.

Таня Павликова, боцман, кок, матрос, катамарана "Путник"

Походы: оз. Жижицкое Псковская обл., озера Смоленской обл.

Корабли

Катамаран "Смола", самостоятельной постройки, по размерам и парусному вооружению аналогичен "Альбатросу", но рама сделана по другому, оборудован двумя парами распашных весел.

Катамаран "Путник" СМ4, фирмы "Тритон" модель "Ветер", носовой обтекатель, бортовые баллоны, стаксель не родной (грот стриж от байдарки, ушил с отрицательным серпом переднюю шкаторину - мачтовый карман, что бы убрать лишнее "пузо") .

Снабжение

     Брали в основном стандартный список оборудования, что берут с собой в путешествие. Вот, что можно предложить другим путешественникам из того, что мы применили.

  1. Помимо бумажных карт удобно было применять карты заламинированные в матовый ламинат формата А4, на матовом ламинате можно писать простым карандашом, а потом стирать. Карты печатали на струйном принтере, 1:1, с двух сторон так, чтобы переход с одной страницы карты на другой был на разных листах и их можно было стыковать друг с другом.

  2. Применяли так называемые LPD радиостанции JJ-connect Hyt, диапазон частот 433.075-434.775 МГц. Станции стабильно работают в прямой видимости на расстоянии до 3-5км, что на воде вполне осуществимо, появление препятствий существенно сокращает расстояние связи. Очень удобно связываться и на небольших расстояниях, а не надрывать горло. :-) К сожалению одна из станций стала глючить, но связываться можно было. Энергопотребление незначительное, в эти станции ставиться три батарейки формата АА (пальчиковые), всего использовали три комплекта батареек за все путешествие, станции в основном включали во время переходов.

 

  1. Еще мы использовали часы Casio с барометром для прогнозирования погоды, в часах строится график изменения давления за 24 часа с периодичностью в 2 часа. За время использования часов я понял, что контролировать давление нужно чаще. Бывают быстрые, кратковременные падения давления в период менее двух часов, во время которого сильно портиться погода, поднимается сильный ветер. Давление можно индицировать в гектопаскалях или в дюймах ртутного столба, я выбрал гектопаскали. Часы могут измерять температуру, имеют электронный магнитный компас (правда он постепенно сбивается и его приходится калибровать), секундомер, таймер, несколько будильников, показывает фазы луны, график приливов-отливов для заданной долготы и время конечно. :-)

 часы в режиме барометра

Предыстория

         Я с Татьяной как-то в газете увидел объявление Сергея о поиске попутчиков для походов, вот так и познакомились. :-) На тот момент у нас была надувнушка с парусом и идти на серьезный водоем на ней не хотелось, строили планы о покупке "Альбатроса". У Сергея был катамаран самостоятельной постройки проверенный в неоднократных походах. На нем Сергей нам предложил сходить на Онежское оз. т.к. сам там не разу не был. Мы естественно согласились. :-)

        Информационную подготовку похода я взял на себя, облазил Интернет, накачал отчетов, карт, координат точек.  Решили попробовать пройти от Петрозаводска до Медвежьегорска с заходом в Уницкую губу и Кижи. Рассчитывали на 2-2,5 недели. Отпуска, поначалу, решили брать на июнь, начитавшись отчетов поняли, что поторопились. Но уже переместить отпуска не получалось, немного только оттянули.

        В марте 2006 года нам с Татьяной посчастливилось приобрести катамаран типа "Ветер". Теперь мы были со своим судном. Активно его осваивали. :-) У Сергея как рас определился еще один попутчик - Володя, они с ним раньше ходили в походы. Теперь экипажи у нас были укомплектованы.

 

Карта северной части Онежского оз. с маршрутом путешествия.

Желтые точки - места стоянок, на красные не обращайте внимания.

Забегая в перед, вот что у нас получилось.

График путешествия.

Дата

Переходы

Пройденное расстояние км.

11.июня

Пески(Петрозаводск) - северо-восточный берег Петрозаводской губы, 1-1.5км на восток от д.Соломенное (35кб)

5

12.июня

северо-восточный берег Петрозаводской губы, 1-1.5км на восток от д.Соломенное - Шардонские о-ва (174кб)

31

14-15.июня

Шардонские о-ва - о.Макс (126кб)

40

16.июня

о.Макс - о.Леликовский, м.Пиче-Сельга (154кб)

22

17.июня

о.Леликовский, м.Пиче-Сельга - напротив о.Кижи между д.Оятевщина и д.Ерсеново (259кб)

24

18.июня

напротив о.Кижи между д.Оятевщина и д.Ерсеново -  северная оконечность о.Нерра севернее о.Долгий (147кб)

12

19-20.июня

северная оконечность о.Нерра севернее о.Долгий - о.Хед у маяка (330кб)

50

22.июня

о.Хед у маяка - Западная Челмужская коса на против д.Челмужи (64кб)

20

23.июня

Западная Челмужская коса на против д.Челмужи - о.Палеостров (168кб)

15

24-25.июня

о.Палеостров - м.Ажепнаволок (149кб)

19

26.июня

м.Ажепнаволок - мыс п-ова.Тонкий Наволок (89кб)

16

27.июня

мыс п-ова.Тонкий Наволок - восточный мыс бухты Крестовой, напротив Медвежьегорска (180кб)

20

28-29.июня

восточный мыс бухты Крестовой, напротив Медвежьегорска - пляж г.Медвежьегорск (27кб)

7

 

Итого

281

просто Морская карта Онежского оз. (7Мб)

Для тех кто пользуется программой OziExplorer, файлик с точками которые я смог найти до похода в Интернете и которые были сняты на местности во время путешествия.

09.06.2006
Отъезд из Смоленска.

 Вокзал в Смоленске

У пирона, в центре моя мама затесалась :-)

        Выехали из Смоленска  в 23-59, должны были в 23-40, но поезд подали с опозданием, очень переживали, что поезд кто-то угнал :-).

В вагоне.

10.06.2006

        Прибыли в Питер с опозданием на 1 час. Как выяснилось  потом, ремонтировали дорогу. Из-за этого, водителю, который нас ожидал, пришлось заплатить дополнительно 180 рублей. Всего отдали 600 с чем-то, уже не помню. Это очень недорого. Таня молодец договорилась еще из Смоленска.

        Ждали до 20-00 поезда на Петрозаводск, на Ладожском вокзале. Вокзал новый, оригинальной планировки, довольно удобный, изнутри похож на костел.

Ладожский Вокзал снаружи  внутри

Мы на вокзале   командор приснул :-)   

         Ходили с Таней по магазинам. В магазине "Окей" купили якорь за 490 рублей, такой как я хотел.

         Поезд подали по расписанию,  в 22-40 мы уже ехали.

 

11.06.2006

        Прибыли в Петрозаводск тоже по расписанию в 06-50.

Только высадились, наш поезд виден слева  

Вокзал  

         Петрозаводск понравился, жалко не было времени походить по нему побольше. Мы от вокзала по проспекту Ленина дошли до набережной в поисках магазинов для закупки продуктов, прошлись по набережной. Очень понравилась манера местных властей и организаций отмечать себя в каких либо делах, типа "мы это сделали" :-).

        

Там мы уже будем сегодня вечером

               

         Закупились продуктами, скупили всю тушенку в Петрозаводске. По просьбе одной из продавщиц немного оставили :-). Таскали провизию к вокзалу и тарили в мешки.

         Договорились с водителем маршрутки о доставки нас на берег. Решили ехать в место под названием "Пески" – место отдыха петрозаводцев.

   

        Мы нашли местечко у речки впадающий в озеро. Народу было много, подъезжали машины, рядом с нами стала группа на шашлык.

         Собирали катамараны, я долго возился с продеванием штага в карман стакселя, который я перед выездом ушил.

         Паковали вещи и грузили на катамараны.

              

        Отчалили  примерно в 21-00.

Снимок перед стартом.

        Шли в бейдевинд левого галса, но потом на траверзе Соломенного ветер стал заходить и совсем стих, взялись за весла.

     

Петрозаводск  

д.Соломенное 

Церковь в д.Соломенное  

         Сергей с Володей на  распашных веслах уже давно высматривали место стоянки напротив Петрозаводска. Сначала высадились в симпатичном местечке, небольшая полянка, сосны.

  

Володя прошелся дальше по берегу и нашел  место получше, на небольшом мысочке под "Чертовым стулом"  - гора Большая Вара, большая поляна, а мыс образует небольшие, мелкие, бухточки в которых можно спрятаться от прибоя, севернее по берегу есть крыница. Легли спать в час ночи.

Карта перехода (35кб).

Мелкая бухточка у стоянки

12.06.2006

        Встал в 07-45, в палатке жара. Сергей с Владимиром в 9-30, Таня спит, пойду попробую разбудить.

     

Панорама Петрозаводска

         Ветер W умеренный, небо чистое с небольшими белыми облаками,  температура 21 С, давление стабильное 1022 hPa.

         Ветер немного усилился, небольшие порывы.

         Сходили с  Таней на "Чертов стул", очень интересное место, открывается панорама на Петрозаводск через залив. Нашли там тайник игры "Геокешинг".

 

Идем вверх.

                

На горе.

         

Лойостров

Идем вниз.

         

Собрались и отчалили около 15-00.

Переход на Шардонские острова.

Курс ENE вдоль северного берега Петрозаводской губы. Ветер умеренный с небольшими порывами, идем под стакселем что бы не отрываться от катамарана Сергея. Недалеко от мыска полуострова Бараний Берег,  не доходя до м. Шуйнаволок 3 км, сделали небольшую остановку.

   

         М.Шуйнаволок отмелый надо обходить мористее. После м.Шуйнаволок курс NNW,  между п-овом Бараний Берег и Ивановскими о-вами. Здесь судовой ход, стоят знаки навигации, береговые  и вехи на воде. Прошли примерно 4 км, старались  держаться ближе к п-ву Бараний Берег, справа от себя пропуская красные вехи. Курс NE, прошли 3 км, у мыса Сигацкий Наволок длинная отмель (Чертова луда). Тут первый раз налетели швертом на камни, но без последствий. Курс NNE на мыс Пиньнаволок, за мысом небольшая бухточка, решаем подождать Сергея с Володей, они были примерно у мыса Сигацкий наволок. Стоим  у входа в бухту, тут ветровая тень, вода прозрачная, на дне огромные волуны.

Видны Ивановские о-ва, м.Сигацкий Наволок  

Бухта у м.Пиньнаволок    

         Договариваемся идти до Шардонов, как и планировали. Мы уходим вперед, курс NE. Километра через 2,5, обходи с востока остров Педай, тут тоже отмели, но идем без приключений. На горизонте Шардоны, до них 9 км, скорость 8-10 км/час.

         На южной оконечности острова, на которую мы шли виднелся галечный пляж.

 Вид на южную оконечность острова, виден галечный пляж

        Пристали к нему, но по прибору нужно пройти еще 200 метров. Таня прошла в глубь острова, по тропинке, и нашла место с отличной бухтой (песчаная бухта),  туда и указывал прибор. Отчалили, сделали два галса и пришли в эту бухту.

Карта перехода (174кб).

Время 22-00. Связался с горочки по рации с Сергеем,  их парус еще был далеко. Он сказал, что все нормально, видели куда мы пошли (дальнозоркие :-) ), идут к нам. Пришли около 23-00. Мы разожгли костер и грели воду.

        Место отличное, вход в бухту с северо - северо-запада. С остальных  сторон закрыто лесом и возвышенностями.

        Давление понемногу падает  (1020 hPa), ветер западный.

 

Песчаная бухта

Закат              

Ставили рыбацкую снасть      

13.06.2006

Утром пошел на галечный пляж, немного обдался (вода холодная 8С), фотографировал. Подъехали два мужика на "казанке", спросили, где мы остановились и поехали к нам в бухту.

          

Галечный пляж  

Познакомились, это были Станислав Иванович и Андрей, они здесь занимаются промыслом рыбы, на соседнем острове у них дом и баня. Пригласили вечером в баню.

Пошел разведывать северную оконечность острова, очень красивые места . Нашел небольшую бухточку пригодную для стоянки катамаранов, но место нужно расчищать, может получиться хорошая стоянка.

Вид Песчаной бухты с северного ее берега 

  Виды западного берега          

Маленькая бухточка в северной оконечности на восточном берегу.

Панорама в северной оконечности острова, вид на запад (угол обзора примерно 180гр.)  

Дикий горошек  

Когда пришел в лагерь обед был почти готов, это был праздничный обед в честь моего Дня рождения. Я даже на скорую руку сделал торт (батон со сгущенкой) :-).

Фото с торжества.

         

Потом все отдыхали , занимались своими делами. Под вечер опять приехал Станислав Иванович и сказал, что бы мы подходили к 22-00.

Пошли к ним часов в 19-00, через северную оконечность острова, обошли еще несколько островов.  Нас уже ждали и встречали, баня была натоплена, уха сварена. С собой мы взяли  600-700 мл. спирта и банку тушенки. Уха была очень наваристая, с печенью налима и икрой рыб – вкуснятина :-).

     

Сидели около часа, потом один из Сергеев и Андрей собрались идти проверять сети и пригласили меня.

 Закат, едем проверять сети    

Пошли на юг к острову Крюков тоже входящим в Шардонские острова,  когда Сергей и Андрей определили место установки сети, закинули снасть для ее выуживания и стали  таскать ее по дну, пытаясь зацепить сеть.  Искали около  двух часов, один раз зацепили чужую сеть (на них ярлычки нашиты), так и не нашли, решили что плохо привязали к якорю.  Пошли назад. На берегу уже заволновались – куда мы пропали, и пошли нас искать. При подходе к проливу между островами, увидели что от туда выходит катамаран и мы все пошли на нашу стоянку.

Карта с треком хождения по Шардонам (49кб).

У нас продолжили отмечать знакомство. :-) В итоге, Сергей в довольно теплом состоянии, с которым мы искали сеть, решил продолжить это занятие, но так как его ни кто не поддержал решил делать это один и на "казанке" стал выгребать из бухты. Но его, всетаки, удалось уговорить вернуться и наши гости засобирались домой. Было где то 4 часа.

В общем, день рождения удался на славу. :-)

Пошли спать т.к. завтра (уже сегодня) собирались отчаливать в сторону Уницкой губы, в 13 часов.

14.06.2006

Проснулись где-то в 11ч.

Дует сильный SW ветер, на море барашки и большие волны.

На юго-восточной оконечности            

Волны на галечном пляже    

А в бухточке тишина и покой. 

 

Сидим, ждем погоды, каждый занимается своими делами. Вещи приготовлены к погрузке.

Испытывал якорь, пробовал расчаливать катамаран, здорово смотрится на воде, можно сказать на рейде. :-)

Решаем идти даже ночью, благо они "белые", как только утихнет ветер. Ветер стих к 12ч. ночи, грузимся и отходим.

15.06.2006

Идем на м. Чажнаволок (8км). Ветер попутный (фордевинд), иногда получатся ловить попутную волну – серфинг. С права от нас проплыли о-ва Березовые, на одном из них стоит маяк. Мы на "Путнике" дошли до Чажа и решили подождать "Смолу" в восточной бухте, сунулись туда, а там ветер и мелко. Пристали к левому мысу у входа в бухту. В ручную вывели корабль в ветровую тень мыса, на дне большие, скользкие валуны, чуть не переломал себе ноги. :-( Уже появились Сергей с Володей, но нас не заметили в сумерках и прошли мимо дальше по курсу. Мы кое как выгребли из этих камней и стали их догонять. М. Чаж произвел мрачное впечатление, может потому что были там ночью. Еще сдохла рация, приходиться делать хитрые манипуляции что бы поговорить. Сравнялись, обменялись впечатлениями. Идем на о. Сярь (10км). По пути, над нами, довольно низко, пролетел военный самолет, вроде "Миг".

"Путник" приходит первым, прячемся в ветровой тени, восточный берег,  галечный пляжик. На берегу стоит, как беседка, маковка маяка, который стоял здесь на южном мысу острова, теперь его разграбили. Были найдены остатки аккумуляторов, а саму вышку, похоже, распилили и увезли.

 В дальнейшем, по нашему маршруту, мы видели маяки, по крайней мере они стояли, но похоже они все не действуют и разграблены, а у тех у которых мы побывали так и было.

На Сяре много комаров. В южной оконечности острова есть неглубокая бухта, шириной метров 10-15 и длинной метров 50, заканчивается заболоченной низиной, вот от куда комары. Пока бегали, изучали местность, Сергей с Володей уже подошли.

          

Встает солнце, время 3.30.

     

Еще полчаса разминали ноги и пошли на о. Сосновец, 10км, виден из далека, на нем стоит маяк. Мы на "Путнике" подошли первыми, решили спрятаться от ветра за остров и ждать "Смолу". Тут ветер стал меняться, крутиться и потом почти пропал. Сергей с Володей подошли на веслах. Ловим легкое дыхание ветра и идем в Уницкую губу. На входе в губу ветер совсем пропадает, мой матрос гребет, я рулю :-). Я тоже сажусь на левый бортовой баллон и помогаю грести, Сергей с Володей на распашных уже далеко. До острова со стоянкой, который недалеко от д. Пегрема, по GPS 8км.

Пытаюсь устроиться поудобнее на бортовом баллоне (баллон подспущен), вытягиваю левую ногу вперед, вдоль борта и тут началось , (сидел на заднем краю бортового баллона) ткань у штанов непромоканцев гладкая и я по баллону поехал назад, правая нога подогнута и не дает устойчивости, я заваливаюсь навзничь и влево, в руках весло, ни за что не успеваю ухватиться, и падаю в воду. Уже в воде сразу хватаюсь за катамаран, через 10 секунд барахтанья выбираюсь на палубу. Самое страшное, замочил объектив фотоаппарата, все остальное, что висело на мне немного подмокло, но цело и работает. Снял мокрые вещи и пошли к "Смоле". Из Уницкой губы стал задувать северный ветер, и стал усиливаться. Догребли до "Смолы", рассказали про мое "купание", решили где ни будь причалить. Зачалились на восточном берегу, на входе в губу.

Уницкий водяной по всем знакам, явно не хотел нас туда пускать, и мы решаем идти на о. Макс. Пора отдыхать после ночного перехода, все устали, хочется спать.

Идем между полуостровом Заоежский и островками, прошли мимо рыбной фермы (у материкового берега), скорее всего форель разводят.

Карта перехода (126кб).

На о. Макс тихая песчаная бухта, неглубокая, на дне, в песке, лежат бревна. На стоянке есть столик и скамейки, место, видимо, посещаемо местными и заезжими рыбаками, много мусора. Позже мы часть мусора собрали и сожгли. Комаров много, т.к. места низменные, в лесу есть болотце.

   

Но, в целом, стоянка хорошая. Отсыпались целый день. Вода в бухточке теплая, купались. Погода хорошая, давление стабильное. Завтра идем на о. Леликовский, на м. Пиче-Сельга, там должна быть стоянка.

 

16.06.2006

 

Вышли около 14ч. Генеральный курс SSE, вдоль материкового берега. Легкий западный ветерок. Мимо проплыли живописные островки.

С лева о.Макс и пролив с материком   

"Смола" отстает  

Корабль выброшенный на берег

   

Через 4 км. о-ва Липовские, за самым большим островом прячется д. Узкая Салма. Там видны новые постройки, большой кран, похоже, что там грузят лес на суда. Не доходя 3 км до м. Пиче-Сельга стих ветер, гребем. Уже недалеко от пролива стояли садки, между ними и берегом, еще два буя.

Почти подошли к мысу, задул встречный южный ветер, заложили один галс и вошли в полив. Мыс Пиче-Сельга высокий каменистый лоб, слегка заросший травой и редкими низкими кустами. В проливе, сразу за мысом, небольшая мелкая бухта, образованная еще одним небольшим мысом на котором место для стоянки.

Карта перехода (154кб).

Огромный стол и скамейки из бревен хорошо видны с воды. Дальше, в глубине леса, есть подзаболоченные низинки, поэтому много комаров.

Виды пролива      

   

Вид места стоянки с другого берега бухточки     

Ходили с Таней на лоб мыса, не смотря на ветер даже там были комары. Оттуда открывается очень красивый вид на Онегу, На юге можно рассмотреть островочки и залив острова Леликовского, а на северо-северо-западе видны острова Липовые.

 Вид на север, на горизонте видны о-ва Липовские  

Вид на юг, западный берег о.Б.Леликовский     

Вечером ловили рыбу, поймали много, клюет классно, насаживание червя занимает больше времени, чем выуживание. Клюет в основном небольшая рыбка, но ее так много.

  

 

17.06.2006

Пожарили вчерашнюю рыбу, объелись. У Сергея на снасть с поплавком, для ловли на живца поймалась щука, но ее упустили. Мимо нас из пролива прошел "большой собрат" под мотором, похоже "Байкал" фирмы "Кулик". Спросил где можно пристать к Кижам, сказали что у большого причала рядом есть маленький для лодок.

    

Посуду надо держать в чистоте  

Где то в 14 часов отходим – цель Кижи. Обошли с востока о.Колгов (Колгостров),  затем о.Ерницкий с запада, видели купола церкви на о.Малый-Лелеиковский .

о.Малый-Лелеиковский, с лева видно какие дома теперь строят  

Церковь  

 У северо-восточной оконечности о.Людской подождали "Смолу". Идем далее по кромке судового хода, уже видели две кометы. 

Комета

Мы хотели зайти в д.Сенная Губа для пополнения продуктами в магазине, но было уже 18 часов. Решили спросить у  местного рыбака, стоящего недалеко на кижанке,  как работает магазин. 

Каменная церковь в Сенной Губе  

Теплоход  

Магазин оказался уже закрыт. И мы направились в пролив  между о.Букольников и  материком, в это время ветер почти скис, Таня подгребает. До этого ветер слабенько дул с SW, что позволило нам спокойно добраться сюда. На о.Букольников  в северней бухте есть стоянка, сначала думали стать там, но издали посмотрели и решили идти дальше, мимо д.Сычи, там должна быть ЛЭП, но ее не оказалось.

У д.Сычи      

 От о.Букольникова нас тянул на буксире "Смола" на веслах. ЛЭП оказалось теперь проходит через о.Лычные, о.Керкостров. В каком месте пересекает судовой ход не видели, но скорее всего там пропустили кабель по дну. Как раз с этого места появляется самая знаменитая церковь Кижей, но прохождение под ЛЭП отвлекает от восприятия открывающегося вида. Под ЛЭП прошли вдоль берега о.Керкостров, высота подвеса у берега где-то 15 метров.

Вот они какие "Кижи" :-)        

Порт "Кижи"  

Идем к Кижам, сделал несколько фоток "Смолы" на фоне церквей, и сами пофотографировались. Напротив пристани должна быть стоянка, но для длительного пребывания она нам не понравилась, пошли дальше вдоль восточных берегов о.Мальковец и Лингостров, любуясь церквями. Между д.Оятевщина и д.Ерсеново на небольшом мысу, образующем бухту решаем остановиться, перед этим местом небольшой островок.

Карта перехода (259кб).

Берег из больших камней высокий, но катамараны на руках вытащить можно. Остаемся здесь.

  

 

18.06.2006

С утра ветер северный, попутный, чтобы дойти до пристани Кижей, но позже ветер ослабел и задул с юга-запада. Подошли к порту Кижи, справа есть небольшая бухточка с деревянным причалом, но мы чалимся прямо к небольшому кусочку берега, слегка подзаросшим камышом.  На "Смолу" сразу залезает пара ребятишек, что бы исключить такие посягательства, мы расчаливаем "Путника" на якорь. При причаливании надо быть осторожнее, могут попадаться битые бутылки и другой мусор, опасный для баллонов. Сергей, Таня и я пошли осматривать Кижский музей. Билет для взрослых стоит 95 руб. Сергей ушел раньше, пристроился к группе и прошел бесплатно, а мы шли сами  и пришлось платить.

                                                    

Очень было интересно, ощущение пребывания в деревянном доме трудно передать, все как то дышит и обвалакивает каким то покоем и размеренностью, заряжает энергией. Потом мы с Таней нашли тайник, заложенный на территории Кижского музея и пошли к выходу, устали и перегрелись на солнце. Погода была замечательная. Видели как к Кижам подходит 4-х палубный теплоход "Михаил Крыжижановский", здоровая махина, в узких проливах смотрится впечатляюще.

Теплоход  

Маленький причал и наши катамараны 

       

Здание порта рядом с почтой, есть небольшой магазин, там мы пополнили запасы хлеба, пива и других продуктов. Там же,  в почтовом ларьке, накупили открыток с видами Кижей и Карельскими достопримечательностями. Там все это стоит в 2-3 раза дешевле, чем при входе в музей.

Отчаливаем, обходим Кижи с юга, любуемся церквями. Ветер слабый SW.

             

Доходим до м.Наволок и поворачиваем на восток на мыс между Кижами и д.Курееницы, там должно быть место для стоянки. Ветер совсем скисает, ползем 2 км/час. "Смола" на веслах давно ушла вперед и пропала за этим мысом, мы идем по GPSке к цели, подходим, но место нас как-то не впечатляет, поворачиваем на север и идем искать "Смолу". Они как раз вышли назад из-за мыса посмотреть, где мы. Осматриваем мыс с другой стороны и решаем идти к о.Долгий, на север. Проходим мелкие островки, идем вдоль западного берега о.Долгий, мест для стоянки невидно. Севернее о.Долгий небольшой о.Нерра, на его северной оконечности остаемся, место неважное, берег – большие камни, но невысокий, место для стоянки бугристое, много дров, продувается ветром, благодаря чему меньше комаров.

Карта перехода (147кб).

 Расчищаем от заваленных деревьев и зарослей травы место для катамаранов и палаток. Есть кострище оставленное рыбаками. Я там даже ни чего и не сфотографировал, ни чего примечательного, хотя для истории надо было.

На завтра у нас грандиозный переход до о.Хед, где по описаниям замечательная стоянка. До Хеда 50 км.

19.06.2006

Дует умеренный SE, на море волна умеренная, кое где появляются "барашки". Курс на м.Лейнаволок – E, но прямо на мыс идти не получается, идем в бейдевинд правого галса, курс ENE. Прошли мимо бакинов и вех судового хода. "Смола" собирала рыболовные снасти и только появилась, отходит от острова, где мы стояли. Подошли к мысу, заложили один галс и прошли линию мыса, старались держаться подальше, так как по карте обозначена длинная отмель. На мысу стоит маяк. Идем на м.Варнаволок, при подходе ветер начинает стихать, но в полнее хватает для нормального хода, скорость 7-8 км/час. Волна уменьшается, что тоже способствует увеличению скорости. В д.Вороний Остров видна небольшая церквушка.

д.Вороний Остров

 При подходе к м.Курней Наволок за 2 км, цепляем швертом камни,  просматрел на карте отмель  у о.Воронский. У м.Курней Наволок небольшой островок, решаем стать в его ветровой тени на якорь и подождать "Смолу". Стояли около 30-40 минут. От д.Черный Наволок в нашу сторону пошла моторка, как она подошла появилась "Смола". Мужи на моторке поинтересовался, все ли нормально, ответили, что все хорошо, ждем другой катамаран. Немного подкачал баллоны, снялись с якоря и пошли догонять "Смолу". У м.Тамбиц Нос, там стоит маяк, повернули на север,  ветер попутный, зашел на юг, но слабый.

 м.Тамбиц Нос вид с юго-запада  

 Идем на север около 6 км, затем берем чуть западнее, вдоль берега. Обходи мористее м.Феликсин Наволок, по карте там длинная отмель. Садится солнце.

Я в лучах заката :-)  

На траверзе д.Шиловцы, примерно в 2-х км, на низком островочке высокий белый навигационный знак, обходим его левым бортом, скорость 4 км/час. Собирались подождать "Смолу" у островочка, у д.Вицино, но решаем идти на о.Хед, до него по прибору 6 км. Ветер то усиливается, то стихает.  Прохладно, солнце давно село, но мы заранее утеплились. Влетаем на песчаный берег мыса острова Хед, где стоит маяк.

Карта перехода (330кб).

Пытаемся связаться со "Смолой", но связь плохая. Парус не убираем, что бы нас было хорошо видно  и разжигаем костер. Появилась связь, "Смола" нас видит и идет к нам.

 Решаем оттянуть "Путника" в ветровую тень мыса, тянем его на веревочке, он нас сегодня хорошо покатал. Сюда же  и заходит "Смола". Становимся лагерем прямо на мысу, недалеко от маяка, на северо-западном берегу. Пройдено 50 км – круто :-).

Встает солнце, а мы собираемся ложиться :-)  

20.06.2006

Сегодня отдыхаем. Место супер, песчаный берег, сосны, комаров мало,  на противоположном берегу мыса и на самом мысу – прибой, как на море, с нашей стороны тихо.

Вид берега где мы стоим    

Прибой на самом мысу  

Таня, Володя и я ходили искать клад, нашли.

   

Останки лодки  

  

Местный отель "Хилтон", есть еще и "Астория" :-)  

Решаем остаться еще на один день. Практически целый день небо было затянуто дымкой, но солнце грело. Ветер SE. Вечером на мысу ловили рыбу.

21.06.2006

День безделья, загорания и купания. Залезали на маяк.

 Водичка гуд   

Южный берег мыса    

Мыс  северный берег   южный берег  

Кто то там рукой мне машет :-)

Вдали о-ва Иванцов и Пидостров  

О. Заячий и южная оконечность Западной Челмужской косы   

Жуть, я туда лазал        

Командор по куполом неба     

Солнце сегодня светит нормально, дымка есть, но не сильная, видно голубое небо. Горячий песок.

 Кто по маякам лазает, а кто и еду готовит :-)         

А мимо проплывали корабли            

Пишу мемуары , а вот и подмога  

Закат, японские мотивы  

Завтра идем на Челмужскую косу. Вечером ловили рыбу, легли спать в 00-30. Давление падало, но вроде опять растет (упало с 1014 до 1011 hPa),  небо с небольшими облачками, ветер S умеренный.

 

22.06.2006

Я проснулся в 8-30, в 9-00 надо "играть подъем".

Погода хорошая, легкая дымка, ветер слабый S. Давление 1013 hPa, растет.

Поели, в 11-00 часов спустили на воду катамараны, собираемся, грузимся.

Жалко уходить

Вышли в 12-00 часов.

На косу пришли около 14 часов.

Карта перехода (64кб).

Нашли канал через косу, выходящий прямо на д.Челмужи. Разгрузили "Смолу" и Володя в бахилах провел ее по каналу.

Канал    

Вода в канале застоялая, имеющая специфический  неприятный запах, дно каменистое, покрытое толстым слоем ила, много топляка, глубина около 50 см.

Отошли в Челмужи около 15 часов,  в 15-30   стали чуть западнее кладбища со старой церковью. Нашли виртуальный клад у церкви.

        

Пошли искать магазин, мужчина, у характерного карельского дома, подсказал, если  идти до моста и не переходя моста, дальше по дороге, в 100 метрах, есть магазин. Вообще в Челмужах  четыре магазина. Нам повезло этот магазин работал, Закупились. Пришли назад ветер стал усиливаться, с порывами.

р. Немина, идем из магазина        

  

Этому дому в 2008г. будет 100 лет  

Командор спит  

Карта перехода (67кб).

Назад шли экстремально, ветер раздулся, сидел в луже. "Смолу" обратно провел Володя по каналу, один раз чуть не упал.

Сидели час отдыхали, на Онеге сильный ветер, на порывах у "Путника" свистели ванты, В 500 метрах южнее канала разведали стоянку и решили туда отбуксировать катамараны. Были на стоянке в 19-00. Место неплохое, небольшой мыс прикрывает от южного ветра и волн. Песок и камни, мелко, как и на всей Челмужской косе. Есть рыбацкая избушка, на нее завалена сосна, но крыша не проломлена.

Таня и Сергей ходили смотреть, внутри аккуратно и не грязно, по сравнению с избами на Хеде. К вечеру ветер стал стихать, дует слабый S. Палатки поставили прямо на берегу, на песке, подходящей полянки нет. Легли в 01-00.

23.06.2006

Проснулись в 9-30, на море опять барашки, давление 1012 hPa, медленно поднимается, небо чистое, легкая дымка. Идем на Мегостров, "Смола" идет чуть раньше,  мы рифим грот и отходим в 14-30. Большие волны, надутые южным ветром по Заонежскому заливу.  Идем галфвинд левого галса, стараюсь отыгрывать волны, что бы поменьше колбасило. У восточной оконечности Мегострова длинная коса и отмель, берем чуть севернее, что бы обойти ее. Около 15ч. уже были у острова, спрятались за восточный мыс, тут нет ветра и волн, песчаный берег, сосновый лес.  Швартуем "Путника" и идем на косу смотреть где "Смола".

 

Коса      

Сергей с Володей, почему то, ушли на веслах, далеко на юг, против ветра, наверное почти до Хеда добрались. :-)

Там на горизонте можно разглядеть белую точку - это "Смола"

Надеваем наши оранжевые спасики задом на перед и стараемся, что бы на них падало солнце, так они должны быть лучше видны издали, и стараемся привлечь внимание "Смолы".

Прогулки по воде  

Как потом оказалось, они нас приняли за буйки. :-) Ну вот они повернули в нашу сторону, стараемся уйти на самый нос косы, что бы они поняли, что здесь длинная отмель.

    

Когда они подошли еще ближе, махаем руками, что бы отходили еще дальше. Все таки они на нее налетели, как подняли руль их сразу развернуло на ветер, но на веслах выгребли с отмели, опустили руль и теперь летят по спокойной воде под прикрытие мыса, мы за ними не поспеваем.

Решаем ждать вечера, к вечеру обычно ветер стихал, а сейчас устраиваем перекус и потом собираемся идти искать бункер.

На острове много окопов и колючей проволоки.

 Идем вдоль южного берега,  стараемся идти по возвышенности в лесу, но там горел лес и теперь бурелом из поваленных деревьев, и поросль молодого сосняка стоит стеной, приходится спуститься по довольно крутому склону на берег. Доходим до створных знаков, чуть не доходя до юго-западного мыса.

   

 Поднимаемся вверх по склону, ищем бункер, но пока находим только большие ямы от блиндажей. На север, от сворных знаков, по вершине холма идет тропа, идем по ней и через 150-200 метров находим. Осмотрели снаружи бункер, внутрь не заходили, там темно, холодно и сыро.

     

Идем через лес на северо-восток, что бы выйти на берег. По пути в ста метрах от нас встретили пять лосей, они скрылись в чаще леса, жалко не успел сфотографировать.

Вышли на берег, на мысу видны наши корабли.        

По берегу возвратились в лагерь.

Ветер стих, пора идти.

Обходим Мегостров с севера и выходим на большую воду, здесь проходит судовой ход,  осматриваем горизонт. На юг идет сухогруз, он уже прошел линию, где мы должны пройти, и в дали, на юге, виднеется еще один, движется в нашу сторону, но мы должны успеть пройти до того как он подойдет. Грот у на остался зарифлен, скорость 5 км/ч. По GPSке идем на пролив между северной косой полуострова Клим и о.Сал. Чуть южнее от пролива, куда мы идем, виднеется какой еще какой то пролив, это промыло косу, там скорее всего очень мелко, видны огромные камни. Пролив,   в который мы шли, с поворотом, и с большой воды его не видно. После пролива держим курс на северную оконечность Палеострова.

Чалимся на каменном мысу, западнее заливчика с развалинами монастыря.

Карта перехода (168кб).

С юго-запада идет дождевая туча. В срочном порядке разгружаем вещи под целлофан и ставим палатку, начинает накрапывать. Дождик был не сильный, вещи не промокли. Делаем поесть, я иду спать (второй час ночи), Таня с Сергеем ловят рыбу.

 

      

 

24.06.2006

Часов в 6 прошел небольшой дождик, спросонья задергивал целлофан на торцах палатки. Небо затянуто тучами, чуть дует с СЗ. Встал часов в 10, попили с Володей чаю, Таня с Сергеем спят после ночной рыбалки.

Погода постепенно улучшается, дует СЗ, облачность уменьшается, давление растет. Немного прогулялся по западному берегу острова. Спугнул маленькую гадючку, грелась на солнце. Дошел до небольшого заливчика, сильно вдающегося в остров, зарастает камышом, дальше не пошел. Вернулся назад. Встали Таня с Сергеем, все вместе поели. Я, Сергей и Таня пошли искать тайник, Володя остался в лагере. По пути сфотографировались у креста.

    

У разрушенного здания монастыря, смотрящего на заливчик, два новых деревянных домика, у одного к коньку крыши прибит крест. Как потом оказалось здесь теперь опять живут монахи, собираются восстанавливать монастырь. Поговорили немного с монахом Николаем и пошли с Сергеем искать тайник, Таня осталась у домиков, побоялась змей. Тайник нашли. Назад прошли через руины храма, лежащими за зданием монастыря. Здесь покоятся мощи преподобного Карнилия, основателя монастыря.

  

  

Походили по зданию монастыря, реставрировать здание наверное не получится, кирпич и цемент сильно выкрошились в несущих стенах, скорее всего все будут сносить и строить заново. Попрощались с монахами, старшим у них Андрей, и пошли в лагерь.

Пьем чай и собираем вещи. Пришел Николай, просил рассказать про устройство парусного вооружения, хочет поставить парус на лодку, говорил что надоело грести когда ходит на рыбалку. :-) Попросил продать "огненной воды" для отмечания какого то своего события. Мы его угостили, на что он обещал угостить нас форелькой которую они разводят. Пока мы собирались Николай сидел у нас, рассказал про свою жизнь, и "отметил" свое событие :-), мы открыли ему банку тушенки. К концу наших сборов, Сергею пришлось вести нашего гостя  в его обитель. Мы отчалили и болтались на траверзе монастыря. Володя на "Смоле" подошел к монастырю дожидаться Сергея. Прошло минут 40 пока Сергей смог привести Николая. Видим что "Смола" отчалила, ложимся на курс к м. Ажепнаволок. Ветерок ели дышит, "Смола" нас догоняет на веслах. Сергей  рассказал как довел Николая, и что нас угостили тремя вялеными форельками.

Бросаем веревочку "Смоле" и занимаемся падлингом. Солнце село, стало слегка задувать с севера. Отвязываемся, "Смола" на веслах уходит вперед в поисках места для стоянки, мы скользим по водной глади, калдунчики на вантах ели шевелятся. Ветер начинает заходить на запад и слегка усиливается. Идем бейдевинд левого галса, скорость до 5 км/ч, до Ажепа 10 км. "Смола" идет ближе к берегу, высматривают место для стоянки. На траверзе о.Сельг ветер начинает скисать и крутиться. Видели что "Смола" подходила к Сельгу, там стоит небольшой маяк, и гнездятся чайки, они подняли галдеж. Мы болтаемся в 5км от Ажепа. Видим что "Смола" ушла в заливчик почти у самого м.Ажепнаволок. Ветра нет, гребем. Уже встает солнце, время где то 3.30, очень красивые места на Ажепе. Наконец подгребаем к месту стоянки, "Смола" уже там.

Карта перехода (149кб).

Сосновый лес, песчаный пляж, изгибом образующий большую бухту, дно не глубокое, песок, камни, встречаются очень большие камни. Перекусываем и спать, время 4.30.

 

25.06.2006

 

Встаем в 17.00 Прошел прогуляться на оконечность мыса, вдоль нашего пляжа где мы остановились.

Большой залив

Типа панорама      

На песке следы лося (когда мы пришли их вроде не было) и других зверей.

Перешел на западный берег мыса, там тоже песчаный пляж, неплохое место для стоянки, есть стол и скамейки, место посещаемое, есть подъезд. На самом мысу камни и отмели, в лесу остатки окопов, много колючей проволоки. С мыса и западного берега, севернее, видны Ажепские острова.

 

Ажепские о-ва  

Колючка на мысу  

На юг по западному берегу, начинают выступать каменные лбы. Прошелся в южном на правлении, нашел небольшую мелкую бухточку, по краям скалы, а в глубине песчаный пляжик. Есть стол скамейки, подъезда нет, но есть тропинка уходящая в лес и выходящая к дороге. На юго-западе, через залив, видна д. Куднаволок.  

Бухточка      

От туда, по тропинке, пошел в сторону лагеря.

Поели, купались (вода не холодная). Давление постепенно падает, к ночи упало до 1013hPa. Ветра нет, небо постепенно затягивает облаками.

    Побалуемся форелькой    

Ажепские закаты

Сергей с Володей ходили на катамаране рыбачить, но не было даже поклевок. Легли спать в 1.30.

 

26.06.2006

В 4.00 поднялся сильный W, на западе горизонт подзатянут темными тучами. Давление 1012 hPa.

 Встал в 8.30, Сходил на западный берег. Ветер SW, умеренный. Облачность 100%, облака серые, тяжелые, но высокие. Дождя возможно не будет, давление уже 8 ч. Держиться 1012 hPa.

Вышли, задача – уйти ближе к Медвежьегорску. Прошли Ажепские о-ва с севера. Ветер зашел на северо-запад и постепенно усиливается, поднимается волна, иногда ветер дует порывами. Попробовали спустить стаксель, но он плохо спускается. Уходим  по ветру на Цингостров перевести дух и сделать "техническую" остановку :-). Рифим грот, спускаем стаксель, и отчаливаем. Так вполне нормально, идем в лавировку против ветра и волны, на порывах ветра разгоняемся до 7-8 км/ч, но здорово колбасит на волнах, страшновато. Стаксель спустили, но не закрепили, и он немного ползет вверх и его сильно полощет на ветру, а на порывах сильно хлопает, что приводит Таню в ужас. :-(  Мы на траверзе п-ова Тонкий Наволок, из далека не видно где можно пристать к берегу, подходим ближе. В бинокль видим группу сосен под ними вроде песчаный пляжик. На подходе очень мелко, торчат огромные валуны, есть и подводные, поднимаем шверт, Таня подгребает веслом. Подошли нормально, без эксцессов.

Карта перехода (89кб).

Небольшой песчаный пляжик, очень мелко, отходил от берега на 20-30 метров – глубина по колено. Прибой намыл полосу песка до берега, и между берегом, и этой полосой получилась лужа шириной 1,5-2 метра. Через полосу песка иногда перекатывается волна.

п-ов Тонкий Наволок  

 Рядом проселочная дорога, за заливом проходит большая дорога, слышен шум машин.  Ширина п-ова в этом месте всего 50-80 метров. С берега, в глубине залива, виден мост и д.Федотово. Этот залив начало Кефтень губы.

"Смола" на веслах ходила в пролив между п-овом Старцев Наволок и Пур Наволок. Пришли к нам, сказали, что там подходящих мест для стояки нет. Поели. Ложимся спать около 12ч  ночи.

 

27.06.2006

 Вчера давление чуть падало, за ночь чуть поднялось. Облачность 0%, ветер NW, совершенно нам не подходит. Ситуация опасная, нам 29-го надо быть в Медвежьегорске и разбирать корабли. В 1.51 30 июня отправление поезда, а нам до Медвежьегорска 28км. Ветер постепенно стал заходить по часовой стрелке и стал нам подходить. Играем срочную побудку, кушаем и собираемся. Отчалили около 12.00. Вручную провел катамаран по мелководью, а потом на веслах выгребли на глубину, где можно опустить шверт. Подняли, зарифленный со вчерашнего дня, грот, и потихоньку пошли. Вышли на глубину (дна не видно), прошли Старцев Наволок и разрифили грот, подняли стаксель. Недолго шли в бейдевинд правого галса, Потом ветер зашел до галфвинда. Идем хорошо – 7-8 км/ч, Постепенно ветер зашел до фордака, но стал стихать, ползем 2км/ч. На западном берегу видели два хороших песчаных пляжа. Остановились сразу на первом мысу у бухты Крестовой.

Карта перехода (180кб).

Мыс каменистый, высокий, но катамараны вытащить можно. Мыс продувается, комаров не много. Сходили посмотрели на бухту, у восточного берега бухты похоже был плавучий деревянный причал, сейчас затоплен. Катамаран пока расчалили на якоре. Подошла "Смола", решили стоять здесь. Разгрузили катамараны и вынесли их на берег. Пробовали ловить рыбу, но ни чего не клевало. Володя поймал несколько маленьких рыбок. Легли в 23.00.

28.06.2006 

Еще поздно вечером стал накрапывать дождик, ночью прошел хороший. Небо затянуло, давление упало до 1009 hPa, но вроде стабилизировалось. Надеемся, к вечеру погода улучшится.

Паутинка  

Крестовая бухта, видны остатки причала  

Хорошее место для купанья на самом мысу, но вода холодная  

Наш лагерь    

Погода слегка исправилась, но летят низкие облака, иногда в небольшие просветы прорывается солнце. Утром все было мокрое, ели развел костер, пришлось применить газовую горелку.

Сухогруз  

Там вдали Медвежьегорск  

 Погодка улучшилась, сушу паруса  

Крестовая бухта в хорошую погоду

Часов в 14 стали печь блины, занимались этим более 2 часов, все по очереди. :-) К вечеру стала собираться хмарь. Решили идти на Медвежьегорск раньше чем планировали.

Последний старт

 

29.06.2006 

Вышли где-то в 0 часов, идти 7 с лишним километров. На трети пути  увидели, что вдоль северо-востока идет гроза с дождем, гроза прошла мимо, нас немного зацепило дождиком, нарядились в непромоканцы. Ветер попутный, слабый, идем фордевинд, скорость 3-4 км/ч. Прошла мимо еще одна гроза с запада. Ветер периодически усиливается, разгоняемся до 7 км/ч. Пристали, к известной точке, на городском пляже.

Карта перехода (27кб).

На пляже работает кафешка, кто-то отмечает что-то. :-) Несмотря на поздний час, уже было 2 с лишним ночи, по пляжу бродили подозрительные личности. Пляж песчаный, ширина 10-15 метров, далее растут березки, кусты, травка. Есть где разобраться, но надо внимательно смотреть - много мусора, попадаются битые бутылки. Комары и мошка там злющие и в неимоверном количестве. Разборка происходила так, один отгоняет комаров, другой крутит барашки.

   

Корабли разобраны и упакованы, грустно. Время около 5 часов. Сергей с Володей ходили искать машину, но время очень раннее, ни чего не нашли. Потом прошли прогуляться мы, время около 6 часов. Дошли до вокзала, здесь и автовокзал. Увидели пассажирскую Газель, водитель отказался ехать, потом мы поняли, что здесь диспетчерская и водители боятся, что заметят, что они подхалтуривают. Водитель сказал что бы мы спросили в диспетчерской, там заломили 300руб. (такса за 1ч), а от пляжа до вокзала всего 1 км. Потом мы все таки договорились на прямую с водителем, за 200, завез нас прямо на перрон. Перетащили вещи в здание вокзала и пошли прикупить продуктов, еще ходили в центр города. Вечером ходили узнавать куда подадут наш поезд, диспетчер путейщиков сказал, что подадут на 3 платформу.

    

Снимки с моста       

 

30.06.2006 

Мы за час до прихода поезда перетащили все вещи на 3 платформу. Стоим ждем. С двух сторон стали товарняки, 15 мин. до прибытия, Слышим что поезд подадут на 1 путь, хватаем вещи и таскаем на 1 платформу, ели успели. Теперь домой.

 

Начало Вверх

27.03.2012

Hosted by uCoz